Система подготовки высококвалифицированных кадров для биофармацевтической отрасли в МИТХТ им. М.В. Ломоносова
Аннотация
В качестве приоритетных направлений модернизации экономики Президентом РФ Д.А. Медведевым в Послании Федеральному собранию 12 ноября 2009 г. провозглашены, наряду с развитием стратегических и информационных технологий, космических технологий и телекоммуникаций, ядерной энергетики и повышением энергоэффективности, развитие медицинской техники, технологий и фармацевтики.
Биофармацевтическая отрасль, стремительно развивающаяся во всем мире, является стратегической перспективой фарминдустрии. Биотехнология (в комплексе с фармацевтикой) сегодня занимает третье место по капитализации среди ведущих секторов мировой экономики, уступая только банковскому и нефтегазовому. В Евросоюзе оборот сектора биоэкономики, основой которого является биотехнология, в 2008 г. составил свыше 1,5 миллиардов евро, в нем занято около 10% трудоспособного населения. США, Евросоюз, Китай, Индия, Япония и Бразилия и многие другие страны рассматривают биотехнологию в качестве ключевого направления своего развития [1].
Среди лекарственных препаратов, предназначенных для решения проблем современной медицины, решающая роль принадлежит наукоемким биотехнологическим продуктам. Среди них эритропоэтин, инсулины, интерфероны, гормон роста, рекомбинантные вакцины и моноклональные антитела и др. Основа производства этих продуктов – высокотехнологические биофармацевтические технологии, которые вошли в «Перечень критических технологий», утвержденный Президентом Российской Федерации 21 мая 2006 г. № Пр-842.
Переориентация отечественной фармацевтической промышленности на инновационный путь развития предусматривает совершенствование структуры и содержания подготовки высококвалифицированных научных и инженерных кадров в области разработки и производства лекарственных и диагностических средств. В 2008 г. Правительством РФ принята «Стратегия развития российской фармацевтической промышленности на период до 2020 года» [2]. В основу Стратегии заложены следующие приоритеты: реализация инновационной модели развития; повышение качества, эффективности и безопасности лекарственных средств; производство готовых лекарственных средств и фармацевтических субстанций на территории России. В результате осуществления комплекса мер по модернизации отечественного фармсектора к 2020 г. доля отечественных лекарственных средств, реализуемых на российском рынке, должна превысить 50%, из которых как минимум половину должны составлять собственные инновационные препараты.
Критическими элементами Стратегии являются также кадры и инфраструктура. Для достижения целей представленной стратегии, необходимо иметь в России к 2015 году не менее 4–5 тысяч молодых профессионалов, владеющих самыми современными технологиями исследований и производства. Налаживание опережающей подготовки и переподготовки таких специалистов является ключевым условием успешной реализации настоящей Стратегии [2].
В настоящее время в России наблюдается дефицит высококвалифицированных кадров для современного биофармпроизводства и индустриальной науки. Проблема заключается не столько в отсутствии кадров как таковых, а в дефиците кадров, подготовленных для современного уровня развития этой отрасли. Выпускники профильных вузов не обладают достаточной квалификацией, необходимой для создания и вывода на рынок наукоемких и высокотехнологичных лекарственных препаратов согласно международным стандартам.
В данной статье представлена концепция подготовки высококвалифицированных кадров современного уровня в области биофармацевтических технологий, разработанная и реализуемая в МИТХТ им. М.В. Ломоносова (МИТХТ).
Список ссылок
1. Рекомендации парламентских слушаний «О совершенствовании законодательного обеспечения биотехнологической отрасли промышленности» / NanoWeek. 2009. №. 84. Р.12 - 18.
2. http://www.pharma2020.ru/strategy.html?pharma2020
3. Швец В.И., Победимский Д.Г., Лапшенков Г.И., Соломонов В.А., Фролкова А.К. Принципы построения и опыт организации образовательной системы нового поколения в области биотехнологии на основе интеграции многоуровневой фундаментальной подготовки и использования достижений российской науки. / Биотехнология. 2005. № 4. С. 84-94.
4. Береговых В.В., Быков В.А., Иванов В.Т., Миронов А.Ф., Овчинникова Т.В., Победимский Д.Г., Симонов-Емельянов И.Д., Соломонов В.А., Фролкова А.К., Швец В.И. Российский инновационный учебно-научный комплекс для подготовки кадров в области биотехнологии. / Вестник МИТХТ. 2007, Т.2 (1), С. 34-40.
5. Сборник учебных программ, типовых заданий и вопросов: Уч. пособие для бакалавров по направлению 550800 «Химическая технология и биотехнология» // Ред. В.И. Швец – М.: МИТХТ. 2002. 61 с.
6. Пшеничникова А.Б., Швец В.И. Подготовка научных кадров в соответствии с магистерской программой 550822 «Молекулярная и клеточная биотехнология» / Биотехнология: состояние и перспективы развития: Материалы II Межд. Конгресса, т.2, Москва, 10-14 ноября 2003. - М., 2003. С. 275.
7. Молекулярная и клеточная биотехнология: сб. учебных программ профилирующих дисциплин магистерской программы 550822. Уч. Пособие для магистров. // Ред. В.И. Швец. – М.: МИТХТ. 2006. 56 с.
8. Швец В.И., Победимский Д.Г., Лапшенков Г.И., Баирамашвили Д.И., Фролкова А.К. Новая магистерская программа «Технология биофармацевтических препаратов» / Вестник МИТХТ. 2007, Т.2 (1), С. 26-33.
9. Химия и технология биологически активных веществ: Сб. учебных программ профилирующих дисциплин магистерской программы 550828. Уч. пособие для магистров. // Ред. А.Ф. Миронов. – М.: МИТХТ, 2006. 51 с.
10. Биотехнология: Сборник учебных программ профилирующих дисциплин специальности 07.01.00 «Биотехнология» и специализаций: 07.01.01 «Технология белковых и биологически активных веществ», 07.01.02 «Технология биоорганического синтеза», 07.01.03 «Технология лекарственных препаратов». Уч. пособие для студентов высшей инженерной школы. Руководство для постдипломного образования. // Ред. В.И. Швец, А.Ф. Миронов, Д.Г. Победимский. – М.: МИТХТ, 2004. 69 с.
11. Носов Г.Н., Зиновкина Т.В., Одинцов К.Ю., Лапшенков Г.И, Победимский Д.Г., Швец В.И. Инженерные основы биотехнологии: Уч. пособие (II-е издание) /Ред. Победимский Д.Г. – М.: МИТХТ, 2005. 380 с.
12. Биотехнология: Сборник учебно-методической документации для аспирантов по специальности 03.00.23. // Ред. Швец В.И. - М.: МИТХТ, 2006, 76 c.
13. Современные достижения, проблемы и перспективы развития биоорганической химии и биотехнологии. Программа теоретического обучения аспирантов по специальностям 02.00.10 «Биоорганическая химия» и 03.00.23 «Биотехнология»: Учебно-методическое пособие. // Ред. Швец В.И. – М.: МИТХТ, 2006, 44 c.
14. Фармацевтический инжиниринг: Сб. учебных программ дисциплин дополнительной профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации «Менеджер фармацевтического инжиниринга» // Ред. Береговых В.В. – М: МИТХТ, 2006, 28 c.
15. Высшая медицинская школа России и болонский процесс (фармацевтическое образование) выпуск VI / М.А.Пальцев [и др.] – М.: ГОУ ВПО ММА им. И.М.Сеченова Росздрава, 2005. 256 с.
16. http:// www. mon.gov.ru/pro/fgos/vpo/pr_fgos_2009pv_126b,126m
Биофармацевтическая отрасль, стремительно развивающаяся во всем мире, является стратегической перспективой фарминдустрии. Биотехнология (в комплексе с фармацевтикой) сегодня занимает третье место по капитализации среди ведущих секторов мировой экономики, уступая только банковскому и нефтегазовому. В Евросоюзе оборот сектора биоэкономики, основой которого является биотехнология, в 2008 г. составил свыше 1,5 миллиардов евро, в нем занято около 10% трудоспособного населения. США, Евросоюз, Китай, Индия, Япония и Бразилия и многие другие страны рассматривают биотехнологию в качестве ключевого направления своего развития [1].
Среди лекарственных препаратов, предназначенных для решения проблем современной медицины, решающая роль принадлежит наукоемким биотехнологическим продуктам. Среди них эритропоэтин, инсулины, интерфероны, гормон роста, рекомбинантные вакцины и моноклональные антитела и др. Основа производства этих продуктов – высокотехнологические биофармацевтические технологии, которые вошли в «Перечень критических технологий», утвержденный Президентом Российской Федерации 21 мая 2006 г. № Пр-842.
Переориентация отечественной фармацевтической промышленности на инновационный путь развития предусматривает совершенствование структуры и содержания подготовки высококвалифицированных научных и инженерных кадров в области разработки и производства лекарственных и диагностических средств. В 2008 г. Правительством РФ принята «Стратегия развития российской фармацевтической промышленности на период до 2020 года» [2]. В основу Стратегии заложены следующие приоритеты: реализация инновационной модели развития; повышение качества, эффективности и безопасности лекарственных средств; производство готовых лекарственных средств и фармацевтических субстанций на территории России. В результате осуществления комплекса мер по модернизации отечественного фармсектора к 2020 г. доля отечественных лекарственных средств, реализуемых на российском рынке, должна превысить 50%, из которых как минимум половину должны составлять собственные инновационные препараты.
Критическими элементами Стратегии являются также кадры и инфраструктура. Для достижения целей представленной стратегии, необходимо иметь в России к 2015 году не менее 4–5 тысяч молодых профессионалов, владеющих самыми современными технологиями исследований и производства. Налаживание опережающей подготовки и переподготовки таких специалистов является ключевым условием успешной реализации настоящей Стратегии [2].
В настоящее время в России наблюдается дефицит высококвалифицированных кадров для современного биофармпроизводства и индустриальной науки. Проблема заключается не столько в отсутствии кадров как таковых, а в дефиците кадров, подготовленных для современного уровня развития этой отрасли. Выпускники профильных вузов не обладают достаточной квалификацией, необходимой для создания и вывода на рынок наукоемких и высокотехнологичных лекарственных препаратов согласно международным стандартам.
В данной статье представлена концепция подготовки высококвалифицированных кадров современного уровня в области биофармацевтических технологий, разработанная и реализуемая в МИТХТ им. М.В. Ломоносова (МИТХТ).
Список ссылок
1. Рекомендации парламентских слушаний «О совершенствовании законодательного обеспечения биотехнологической отрасли промышленности» / NanoWeek. 2009. №. 84. Р.12 - 18.
2. http://www.pharma2020.ru/strategy.html?pharma2020
3. Швец В.И., Победимский Д.Г., Лапшенков Г.И., Соломонов В.А., Фролкова А.К. Принципы построения и опыт организации образовательной системы нового поколения в области биотехнологии на основе интеграции многоуровневой фундаментальной подготовки и использования достижений российской науки. / Биотехнология. 2005. № 4. С. 84-94.
4. Береговых В.В., Быков В.А., Иванов В.Т., Миронов А.Ф., Овчинникова Т.В., Победимский Д.Г., Симонов-Емельянов И.Д., Соломонов В.А., Фролкова А.К., Швец В.И. Российский инновационный учебно-научный комплекс для подготовки кадров в области биотехнологии. / Вестник МИТХТ. 2007, Т.2 (1), С. 34-40.
5. Сборник учебных программ, типовых заданий и вопросов: Уч. пособие для бакалавров по направлению 550800 «Химическая технология и биотехнология» // Ред. В.И. Швец – М.: МИТХТ. 2002. 61 с.
6. Пшеничникова А.Б., Швец В.И. Подготовка научных кадров в соответствии с магистерской программой 550822 «Молекулярная и клеточная биотехнология» / Биотехнология: состояние и перспективы развития: Материалы II Межд. Конгресса, т.2, Москва, 10-14 ноября 2003. - М., 2003. С. 275.
7. Молекулярная и клеточная биотехнология: сб. учебных программ профилирующих дисциплин магистерской программы 550822. Уч. Пособие для магистров. // Ред. В.И. Швец. – М.: МИТХТ. 2006. 56 с.
8. Швец В.И., Победимский Д.Г., Лапшенков Г.И., Баирамашвили Д.И., Фролкова А.К. Новая магистерская программа «Технология биофармацевтических препаратов» / Вестник МИТХТ. 2007, Т.2 (1), С. 26-33.
9. Химия и технология биологически активных веществ: Сб. учебных программ профилирующих дисциплин магистерской программы 550828. Уч. пособие для магистров. // Ред. А.Ф. Миронов. – М.: МИТХТ, 2006. 51 с.
10. Биотехнология: Сборник учебных программ профилирующих дисциплин специальности 07.01.00 «Биотехнология» и специализаций: 07.01.01 «Технология белковых и биологически активных веществ», 07.01.02 «Технология биоорганического синтеза», 07.01.03 «Технология лекарственных препаратов». Уч. пособие для студентов высшей инженерной школы. Руководство для постдипломного образования. // Ред. В.И. Швец, А.Ф. Миронов, Д.Г. Победимский. – М.: МИТХТ, 2004. 69 с.
11. Носов Г.Н., Зиновкина Т.В., Одинцов К.Ю., Лапшенков Г.И, Победимский Д.Г., Швец В.И. Инженерные основы биотехнологии: Уч. пособие (II-е издание) /Ред. Победимский Д.Г. – М.: МИТХТ, 2005. 380 с.
12. Биотехнология: Сборник учебно-методической документации для аспирантов по специальности 03.00.23. // Ред. Швец В.И. - М.: МИТХТ, 2006, 76 c.
13. Современные достижения, проблемы и перспективы развития биоорганической химии и биотехнологии. Программа теоретического обучения аспирантов по специальностям 02.00.10 «Биоорганическая химия» и 03.00.23 «Биотехнология»: Учебно-методическое пособие. // Ред. Швец В.И. – М.: МИТХТ, 2006, 44 c.
14. Фармацевтический инжиниринг: Сб. учебных программ дисциплин дополнительной профессиональной образовательной программы для получения дополнительной квалификации «Менеджер фармацевтического инжиниринга» // Ред. Береговых В.В. – М: МИТХТ, 2006, 28 c.
15. Высшая медицинская школа России и болонский процесс (фармацевтическое образование) выпуск VI / М.А.Пальцев [и др.] – М.: ГОУ ВПО ММА им. И.М.Сеченова Росздрава, 2005. 256 с.
16. http:// www. mon.gov.ru/pro/fgos/vpo/pr_fgos_2009pv_126b,126m
Ключевые слова
биотехнология, фармацевтическая промышленность, подготовка кадров, бакалавриат, магистратура
Ссылки
- Ссылки не определены.
** ** ** ** ** **
ISSN: 2073-8099
** ** ** ** ** **
Подписаться на наши издания Вы можете через почтовые каталоги Объединенный каталог «Пресса России» «Урал Пресс», «Ивис», «Прессинформ» и «Профиздат».
Наши партнеры:
iIPhEB - Международная выставка и форум по фармацевтике и биотехнологиям, 2–4 апреля 2024